Особенности и преимущества
Клапаны Autotrol производства компании Pentair Water.
Их называют «чужой» за характерную форму кожуха «головы». Они известны достаточно хорошо, но уступают по распространенности клапанам Clack. Последние несколько дешевле, удобнее в обслуживании, имеют более гибкие настройки. Но при этом Клеки очень нежные и не переваривают песка, окалины. Автотролы напротив, отличаются непревзойденной надёжностью.
Были случаи, когда из-за ошибок самостоятельного монтажа, Автотроллы оказывались забиты песком до полной непроходимости. Клапаны не шевелились, вода почти не проходила. После разборки и прочистки они работали как ни в чем не бывало. Клекам достаточно одной песчинки чтобы порвать уплотнитель и обеспечить задиры на поршне, после чего они начинают лить воду в дренаж. Это всё легко чинится, но всё же лучше, чтобы Клек работал на чистой воде. Но это непросто обеспечить, если речь идёт про обезжелезиватель.
Почему же Автотролы такие стойкие?
Всё дело в устройстве пилотных клапанов Autotrol, которые переключают потоки воды. Клапан представляет собой заслонку, что-то вроде двери, которая прикрывает проходное отверстие. По сути это металлическая пластина, обрезиненная в нижней части и имеющая «воротник» в середине. Этот воротник является уплотнением и одновременно шарниром, в котором вращается сам клапан. Таким образом, внутри отсутствуют трущиеся детали.
Клапан открывается когда на него давит кулачок распредвала и закрывается под действием пружины и давления воды. Если под клапан и попадёт посторонний предмет, то он вымоется при следующей промывке. Или можно снаружи нажать на выступающий хвостовик клапана и смыть соринку.
Ремонт клапана Autotrol несколько сложнее, чем Clack, но не сильно. Понадобится лишь крестовая отвертка, а лучше шуруповерт. Чтобы заменить пилотные клапаны, нужно открутить полтора десятка саморезов. Это самая хлопотная процедура. Но, т.к. эти клапаны феноменально надёжны, то и ремонтировать их приходится крайне редко.
Именно поэтому я предпочитаю ставить на фильтры-обезжелезиватели клапаны Autotrol.
Сравнительно недавно среди клапанов Autotrol помимо «чужих» появились «плоскоголовые» — клапаны серии 363/608 и 368/606. Они предназначены для фильтров и умягчителей соответственно. Возможности у них гораздо скромнее, чем у «старших товарищей». Программирование крайне простое и не подразумевает возможности тонких настроек. Но зачастую это и не требуется. Зато по надёжности они не уступают старшим, т.к. применяется та же система клапанов-заслонок. При этом цена их гораздо ниже.